История авиационного билета в России. Часть 1

С момента выхода на экран комедии «Ирония судьбы» меня удручает очевидный ляп в завязке сюжета.
В СССР авиабилеты всегда были именные, на них во все времена писалась фамилия. И при регистрации нужен был паспорт, а паспортные данные вписывались в контрольные талоны билета.
Но, похоже, в фильме между регистрацией и посадкой в самолет столько водки утекло, что герой Ширвиндта не смог увидеть на билете фамилию, даже предъявляя его на контроле.

Я начал писать эту работу в полной уверенности, что история бумажного авиационного билета в России, как и в большей части цивилизованного мира, завершилась. Везде, куда пришел Интернет, билеты теперь только электронные. Но оказалось, что бумажные авиабилеты сохранились не только в центре Африки.

Упорные члены Московского клуба эйситиристики накопали билеты, выписанные от руки и использованные в 2013 году для полетов между Архангельском и Соловками. Перевозчик — ОАО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд».

2013 1
2013 2
2013 3

2013 2a

А потом привезли билеты, использованные в 2014 году в Мьянме (для тех, кто изучал географию в те же времена, что и я: тогда это была Бирма).


Но в Западной Европе бумажный авиабилет всё-таки уже помер. На момент смерти ему было около ста лет, хотя точно сказать сложно: уж больно долго он агонизировал.
После того как в 2004 году Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), объединяющая 265 авиакомпаний мира, провозгласила переход на электронный билет обязательным, в 2005 году на новую систему перешла большая часть компаний зарубежной Европы. С 1 июня 2008 года оформление бумажных билетов в системе IATA прекратилось.
Россия еще держалась, хотя российская система бронирования авиабилетов была запущена в эксплуатацию уже в 2006 году. В 2008 году электронный билет был признан в РФ законным документом перевозки, но многочисленные российские авиакомпании переходили на электронные билеты весьма постепенно. Даже после перехода на электронные билеты бумажный билет некоторое время еще можно потребовать при продаже. Его печатали за дополнительную плату для командированных, чтобы им было чем отчитаться перед бухгалтерией.
Но сейчас пациент уже всё-таки гораздо больше мёртв, чем жив.

А появился бумажный авиабилет, по моим сведениям, в 1910 году. Правда, это был не билет на самолет, а билет на дирижабль.
23 августа 1910 в Баден-Бадене на цепеллиновском дирижабле LZ-6 впервые полетели платные пассажиры. 12 человек заплатили по 200 марок (это в то время 10 больших, по 8 г, золотых монет) за двухчасовой полет над Миттельбаденом. До 14 сентября полеты происходили ежедневно, после чего дирижабль сгорел (их ведь водородом наполняли). Описания самих билетов я не встречал, и текст на сайте http://www.flugplatz-baden-oos.de/pageID_6607204.html «200 Mark kostete die Fahrkarte», конечно, можно посчитать и фигурой речи, но представить себе немцев, получающих 200 марок и не выдающих никакого документа взамен, я не могу.

В том же году DELAG (Deutsche Luftschiffahrts-Aktiengesellschaft – акционерное общество, созданное графом Цеппелином специально для организации регулярных пассажирских перевозок) начал возить пассажиров из Франкфурта в Баден-Баден и в Дюссельдорф. Билеты распространялись через агентства пароходной компании HAPAG (Hamburg-Amerikanische Packetfahrt-Actien-Gesellschaft, англ. Hamburg-America Line).
Вот билет 1911 года на дирижабль LZ 10 Швабия (сканы с аукционов)

Цена на обзорный полет все еще составляет 200 марок. Немецкая пунктуальность при столкновении с небесами дает сбои: билет выписан 29 сентября 1911 года на полет, начинающийся 1 октября в 10 часов, а штамп «На борту цеппелина» поставлен 8 октября.
Обращаю внимание на перфорацию с левого края билета. Он, конечно, оторван от билетной книжки, но скорее всего в книжке оставался корешок билета, на котором для учета дублировалась информация, написанная на билете от руки и штампами.

А вот 1914 на дирижабль LZ 17 Саксония из Бад-Либенверды в Лейпциг.

Надпись «Deutsche Luftschiffahrts-Aktiengesellschaft» почему-то пропала.

Цена, как я понял, 100 марок. Хотя я прочитал в графе цена «Einhundert wort», специалисты утверждают, что это не wort, а mark (Einhundert mark), написано похожим на готический небрежным почерком.
Перелеты по маршруту из пункта А в пункт Б пока редкость, поэтому «откуда» на билете напечатано типографским способом, а «куда» дописано от руки. Удивительно, что билет на полет 7 июня 1914 года выписан через 4 дня в пункте назначения. То ли покатали под честное слово, а через четыре дня герр Кляйне, у которого вместо имени проставлен пункт отправления или место жительства, пришел в агентство заплатить деньги, то ли взяли деньги, покатали, а через четыре дня герр Кляйне зашел оформить билет, — в любом случае ситуация для российского менталитета непонятная. Опять же, специалисты добавили еще одну версию: либо полет был не 7 июня, а 7 июля («корявость» почерка).
На билете появляются новые надписи. Сверху: Nicht übertragbar — без права передачи, снизу: Die Fahrkarte ist nur zusammen mit dem Kontrollabschnitt gültig — Билет действителен только с контрольным отрывным талоном, а на верхнем крае билета появляется перфорация, так что контрольный талон был расположен выше билета.
Таким образом, к 1914 году уже придумали контрольный талон, которого еще не было в 1911 году. Вещь полезная: его отрывают непосредственно перед посадкой в дирижабль (самолет, вертолет), поэтому когда всё упало и сгорело, можно выяснить, кто в этот момент был на борту.

Последний гражданский рейс выполнил цеппелин LZ 11. Он вылетел из Баден-Бадена во Франкфурт 12 июля 1914 около 18 часов. После этого все дирижабли улетели на войну и коммерческие авиаперевозки пассажиров прекратились в Европе на 5 лет. Всё, что летало, стало применяться исключительно для уничтожения противника или выяснения вопроса, как уничтожить противника эффективней.

А первый билет на самолет регулярного сообщения был продан 1 января 1914 года в Санкт-Петербурге. Правда, Санкт-Петербург этот стоял не на Неве, а на берегу залива Тампа в штате Флорида. Линия компании St. Petersburg Tampa Airboat Line соединила города Санкт-Петербург и Тампа, расположенные на разных сторонах залива Тампа на расстоянии 34 км. Летающая лодка Benoist airboat Model 14 брала на борт одного пассажира.
Право первого перелета туда и обратно было продано на аукционе за $400. Но, похоже, физически бумажного билета на перевозку к этому случаю не подготовили.

На сайте tourweek размещена фотография под текстом «Тогда же, в 1914 году, появился и первый авиационный билет – просто напечатанный на машинке документ».

Первый в США

Хотя сделав над собой усилие и прочтя те несколько слов, что написаны на документе, можно догадаться, что это совсем не билет, а чек на 400 долларов, выписанный The Benoist Air Boat Line (Линии летающих лодок Бенуа) первым пассажиром этой линии, которого звали Abram C. Pheil. Чек выписан 3 января 1914 года, через 3 дня после аукциона и перелета. Слева внизу стоит подпись владельца авиалинии, Percival Elliott Fansler.

Позже цена билета регулярного сообщения в один конец была $5.
Изображений билетов я в Интернете не нашел, но сохранилось объявление

Не уверен, что при обороте 4 пассажира в день билеты заказывали в типографии, но какие-то расписки в получении 5 долларов за полет при предварительной продаже всё-таки должны были существовать, сумма-то была не очень маленькая: золотая монета в 5 долларов весила в то время несколько больше, чем 20 марок Германии, 8,24 грамма.

В Европе первые регулярные пассажирские линии, использующие самолеты (Париж-Брюссель; Берлин – Веймар; Париж-Лондон), начали действовать после войны, в начале 1919 г.

Теперь самое время вернуться в Россию. В царской России регулярного авиасообщения не существовало.
Продолжение грядет

Запись опубликована в рубрике История авиабилета в России. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 отзыва на “История авиационного билета в России. Часть 1

  1. Вас можно поздравить? )
    Кроме билетов, чего еще ждать? )

    Нравится

  2. Интерес к авиации у меня опосредованный.
    Последние 50 лет я коллекционирую транспортные билеты. Отсюда и исследования, которые с билетами связаны. Но ведь нельзя изучать авиабилеты без привязки к авиации. Нужно понимать на чем летали, как летали, кто билеты оформлял. Так что пришлось изучить и матчасть, и структуру ГУ ГВФ, и многое другое.
    Вот у нас с Вами на Вашей территории легкий спор вышел: какой самолет изображен на первом специально международном билете Аэрофлота, Ил-12 или Ил-14. Пришлось изучить отличие самолетов. Помимо всего прочего, у них разный киль, и на билете явно изображен киль Ил-12.

    А корни транспортные у меня есть, хотя они не авиационные, а железнодорожные. Я закончил МИИТ, правда, по специальности «Прикладная математика», успел поработать во благо локомотивного хозяйства МПС, и воинская специальность у меня была — военные сообщения, так что я знаю, что такое Тарифное руководство № 5, и могу подсчитать стоимость перевозки полкового пингвина из Армавира в Магадан.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s